ГКОУ "Созвездие"
Понедельник, 20.05.2024, 00:48
Меню сайта

Категории каталога
Бурец О.С. [2]
Королева Т.В. [0]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Главная » Файлы » История » Бурец О.С.

Как составить план
[ Скачать с сервера (21.2 Kb) ] 15.09.2011, 20:46
Как правильно составить план
Основы умения составлять план закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Тем не менее, многие учащиеся, как показывают экзамены, слабо владеют этим умением. Иными словами, переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Помочь такому переносу может актуализация знаний о типах планов.
Как составить план
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. вырази идею в одном предложении.
5. раздели произведение на части.
6. озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не
пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана:
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. (По Г.Цыферову)
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловойчасти текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
1. Кого поймали в море?
2. О чем плакала пойманная черепаха?
3. Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
1. В море поймали черепаху.
2. Пойманная черепаха все время плачет.
3. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
1. Пойманная черепаха.
2. Черепашьи слезы.
3. Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
1. Черепаха
2. Слёзы.
3. Соль из воды.
Комбинированный план
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
1. Кого поймали в море?
2. Пойманная черепаха все время плачет.
3. Настоящая причина слёз черепахи
Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов. Необходимыми условиям составления плана по теме являются: 1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём), 2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.
Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения».
Их поможет прояснить серия вопросов, например:
1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);
2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);
3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).
Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:
1. Понятие правовых отношений.
2. Познание как деятельность:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.
3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.
4. Рабочее время и время отдыха.
5. Заработная плата.
6. Дисциплина труда.
Рассмотрим схему оценивания.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1 балл
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. 0 баллов
Из данных указаний следует, что пункты плана должны корректно сформулированы с точки зрения их соответствия заданной теме. План должен наиболее полно отражать содержание темы. Необходимо выдерживать структуру плана сложного типа, иначе ответ будет оценён только 0 баллов.
Итак, мы видим, что при выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.
Составим алгоритм сложного плана на тему «Государство – политический институт».
Прежде всего, нужно дать определение социального института. Вспомнить, что такое государство. Следующим шагом будет определение признаков и функций государства. Необходимо включить в план и материал о видах, типах и классификации. Но и в заключении можно включить в план вопрос об особенностях современного государства.
И как одним из вариантов может быть такой план:
1. Понятие социального института.
2. Сущность государства:
а) государство – публичная власть;
б) отличие государства от негосударственных политических организаций.
3. Формы государства:
а) понятие формы государства;
б) формы правления;
в) формы государственного устройства;
г) формы политического режима.
4. Функции государства:
а) понятий функций государства;
б) классификация функций государства;
в) внутренние и внешние функции государства.
5. Особенность государства в современном мире.
Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме. Смысл же составления плана в нашем случае – представить предложенную конкретную тему в целостности и соотнесении ее различных аспектов.
Категория: Бурец О.С. | Добавил: Ольга
Просмотров: 4780 | Загрузок: 329
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz